Skip to content

h2org.ru

ВТЭК-2015

ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ ТИПОВОГО ВОДОРОДНОГО  ТРАНСПОРТНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА  КАК ПРОДУКТА РЕАЛИЗАЦИИ ГАРМОНИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ВОДОРОДНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

Для ознакомления с проектом следует перейти по ссылке  http://h2org.ru/images/stories/20150626_%20htek.pdf

Побудительные мотивы для разработки проекта: Основной целью инновационного развития водородных технологий и топливных элементов во всем мире является формирование рынка водородной экономики, создание рабочих мест, поиск экономических ниш и выгодных направлений инвестиционных вложений на перспективу в самые разнообразные области мирового рынка включая: химическую промышленность, нефтехимию и газохимию, металлургию, энергетику, пищевую и легкую промышленность, наземный, воздушный и космический транспорт, автономное и аварийное энергоснабжение. О достигнутом прогрессе наглядно свидетельствует тот факт, что в сентябре 2009 года десять ведущих автопроизводителей обратились к мировым энергетическим компаниям, а также к правительствам стран мира с предложением о создании широкой сети водородных заправочных станций к 2015 году. Такая сеть ВЗС является необходимым элементом  международной транспортной инфраструктуры для начала серийного производства  водородных автомобилей. Действительно, в 2014 году ведущая японская автомобильная компания Toyota Motor начала продажи серийного водородного  автомобиля на топливных элементах. Ориентировочная стоимость cедана Mirai, что в переводе с японского означает "будущее", составит 6,7 миллиона иен ($56500). В 2015-2016 гг. серийное производство автомобилей планируют начать Hyundai Motor Company (Корея), Honda Motor Co., Ltd. (Япония). Ведущие автомобильные компании Европы и США также объявили о возможности организации серийного производства водородных автомобилей и автобусов в самое ближайшее время.


Начало производства водородных автомобилей и их эксплуатация в разных странах стали возможны в результате формирования международной системы технического регулирования, охватывающей широкий спектр нормативно-технических требований безопасности в области производства, хранения, транспортирования и использования водорода и топливных элементов, оценки работоспособности, долговечности энергоэффективности и экологической безопасности водородных транспортных средств. При этом разработка международных требований безопасности в области водородных технологий,  включая автомобильный транспорт и инфраструктуру его эксплуатации, является само по себе сложным инновационным проектом, позволяющим различным странам включиться в его осуществление на разных стадиях его развития. Это свидетельствует о том,  что не один участник такого глобального проекта не в состоянии от начала до конца реализовать его в одиночку. Мировое сообщество, оказывает предприятиям, вкладывающим средства в развитие водородных технологий большую поддержку. Многие страны, активно продвигают водородную инфраструктуру позволяющую эксплуатировать водородные автомобили включая строительство водородных заправочных станций. 
Обращает на себя внимание тот факт, что интерес к вопросам водородных технологий проявляют не только страны – лидеры автопрома, но и государства из второго десятка автопроизводителей, а также не имеющие собственного производства автомобилей.
К таким заинтересованным странам относятся: Канада,
 Великобритания, Швеция,
Норвегия,
 Дания и другие государства, имеющие большой опыт в использовании водородных технологий в различных отраслях своей хозяйственной деятельности.
Этот интерес связан с тем, что мировой рынок, связанный с организацией эксплуатации водородных транспортных средств, формируется в рамках широкого международного сотрудничества и определяется не только производством автомобильной техники, но и развитием инфраструктуры, для ее заправки и технического обслуживания. При этом вопросам безопасности уделяется первостепенное значение. Для этих целей ведется разработка сложных инновационных автоматизированных систем безопасности, систем хранения водорода как в сжиженном, так и в компримированном  состоянии с давлением до 70 МРа. Накопленный мировой опыт при создании указанной инновационной техники активно внедряется при разработке требований безопасности в области водородных технологий и топливных элементов.

Наша страна также имеет давние традиции в развитии водородных технологи и богатый опыт в  крупнотоннажном производстве и  применении водорода.

Суммарное производство водорода в мире оценивается в объеме 55-58 млн. тонн в год.  Доля Российской Федерации по оценке некоторых экспертов  составляет 8-10% от мировых объемов производства.

 Надо сказать, что водородные технологии во всем мире переступили рубеж НИОКР и в настоящее время находятся на стадии коммерциализации. В этой связи, задача внедрения водородных технологий относится  в большей степени к экономическо-административной сфере деятельности, чем к разработке научно-технической продукции. 
 Говоря о применении водорода в качестве топлива для автомобильного транспорта, следует обратить внимание на обстоятельства, связанные с тем, что вопросы глобализации рыночных отношений, не смотря на активно формирующийся тренд, связанный с импортозамещением, продолжают являться доминирующим фактором развития национальной экономики.
Наша страна не является лидером мирового автопрома и располагается в середине второго десятка стран автопроизводителей. По оценке экспертов объем производства автомобилей в мире достиг 90 млн. ед. Доля России в нем не превышает 2-3%. Россия находится в одном ряду с такими странами как Канада, Франция, Великобритания, Италия и др. 
В силу этих объективных обстоятельств ни государство, ни российские предприятия не в состоянии самостоятельно сконцентрировать свои ресурсы на  создании инновационных водородных автомобилей и должны учитывать этот глобальный тренд мировой экономики.

Необходимо учитывать, что половина российских автомобилей производится лидерами мирового автопрома на дочерних предприятиях, являющихся резидентами Российской Федерации. Они владеют водородными технологиями. Задача государства и российского бизнеса создать условия, для того чтобы эти инновационные разработки коммерциализировались в России в самое ближайшее время. Важным элементом такой политики является активное внедрение передовой нормативно–технической базы гармонизированной с международной системой стандартизации и создание экономических условий коммерциализации инновационных разработок посредством создания свободных экономических зон и лояльной финансовой политики. В частности, Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) принял решение об обнулении таможенных пошлин на электромобили на территории Таможенного союза сроком на два года. В соответствии с документом нулевая таможенная пошлина на электромобили вводится на территории России, Казахстана и Белоруссии с 1 февраля 2014 года по 31 декабря 2015 года. «Обнуление касается легковых автомобилей с электроприводом с числом мест до девяти, включая место водителя, и не распространяется на машины с гибридным двигателем. Это имеет важное значения для экспорта водородных автомобилей на топливных элементах, которые, как известно, в соответствии с международным стандартом IEC TS 62282–1:2010, являются разновидностью электромобиля.

Создание типового проекта водородного транспортно-энергетического комплекса, включающего в себя заправочные станции и парк водородных автомобилей, в количестве необходимом для обеспечения их эффективной эксплуатации, является сложной инновационной задачей. Важным условием успешной коммерциализации проекта является создание многотопливных-заправочных станций  (бензин, ДЗ, СНГ, СПГ, КПГ, Н2), в том числе на базе действующих АЗС, АГЗС, АГНКС. 

 
< Пред.   След. >